Путь развития природы легок и прост, но люди предпочитают запутанность и искусственность
Лао Цзы.
ЦЕЛЬ: НАЧАТЬ ЧИТАТЬ РЫНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО,
А НЕ ЗАНИМАТЬСЯ СБОРОМ МНЕНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
В этой главе будем рассматривать основные принципы, которые являются необходимыми для начального понимания рынков и торговли на них. Лучший способ постижения этого материала состоит в том, чтобы изучать каждый шаг и решение на рынке, через призму получения опыта. Как уже было отмечено в предыдущей главе, многие волнуются начиная новое и неизвестное для них дело. Мы назвали это состояние как энергия "душевного подъема". На своих семинарах я говорю, что торговля это самая "неприкрытая психотерапия" в мире. Это редкая возможность "изучить самого себя". Фьючерсная торговля может не только добавлять наличности на ваш счет, но прибавит вам адреналина в крови.
Новые трейдеры как правило хотят намного больше той информации, которая доступна им, при открытии позиции. Вспомните наш рынок Флинтстоунов и поймите: если бы вы располагали всеми существующими индикаторами в мире и абсолютно всей информацией, то оказались бы на 100 процентов в двойственном положении. Рынок показывает равное разделение между продавцами и покупателями, поэтому обилие информации не дает ответа. Ответ - нужная информация в необходимой форме. В данной главе мы начинаем продумывать подход, который будет фильтровать из подавляющего объема информации, выдаваемой рынком каждую минуту, и превратит ее в формы и язык, способные сделать ваши торговые решения легкими. Мы выработаем простой, недвусмысленный язык, позволяющий правильно принимать решения.
В частности, вы научитесь понимать, кто управляет этим "представлением", называемым рынком, какие люди им заведуют и, наиболее важно, - что они собираются. предпринять. Также вы узнаете, как определить, куда идет рынок (обратите внимание на настоящее время глагола). В следующей главе вы узнаете, как определить, с достаточной степенью точности, путь, которым двинется рынок в будущем.
Вы изучите одну из наиболее значимых вех в истории рыночного анализа, за последние 30 лет, которая обеспечила существенный прогресс. Это - главный индикатор, который используется во всем мире. К тому времени, как вы закончите эту главу, у вас будет знаний о реальном рынке больше, чем у 90% всех трейдеров, которые сейчас есть на рынке.
Цель на Первом Уровне торговли Profitunity - не терять деньги при получении опыта на рынке. Эта цель должна стать достижимой с завершением материала этой главы.
Рынки настолько невообразимо объемны, что ни чрезвычайно богатые Братья Хант, ни Джордж Сорос не могут занять не только центральное место, но и даже сколько-нибудь маленькую часть на них. Вмешательство центрального банка какого-либо государства, занимающего ведущие позиции в мировой экономике, может только затрагивать рынок в течении очень короткого времени. Первое, что вы должны понять и принять: мы никогда не сможем повлиять на рынок. Единственно верное решение - следовать за рынком и быть уверенными, что мы действительно следуем за рыночным движением.
Когда я сказал о том, что вы будете изучать, кто всем заправляет на рынке, то имел в виду трейдеров, которые оперируют самым большим числом контрактов. Персональное знание их не является важным. Что они делают:
покупают или продают контракты в большом количестве -вот что является предельно важным. Понимание их решений и действий не настолько трудно определить, как думает большинство трейдеров.
Давайте начнем с основной единицы фьючерсной торговли: одного бара на рыночной диаграмме. Информация, которую дает нам рынок - OHLC (Рисунок 6-1), или открытие, наибольшая, наименьшая и закрытие (все основные моменты цены), объем и время. Большинство трейдеров не понимает, насколько велик объем информации, содержащейся в этих величинах заложенных всего в одном баре. Ключ к пониманию здесь в определении родственности между двумя соотношениями внутри текущего бара: открытием и закрытием, с одной стороны, а с другой - наибольшей и наименьшей.
Рис. 6-1 OHLC (один бар)
Цена открытия сообщает нам, где находилась точка баланса между покупателями и продавцами на начало торгов, вне зависимости от периода времени, который мы обсуждаем. Мы следуем за действиями рынка, изучая движение точки баланса по всему выбранному периоду времени.
"Наибольшая" - сообщает нам самую высокую точку, в которую совместные действия быков переместили цену. Очевидно, что быки хотят, чтобы цена шла выше, чем вершина бара, позволяя им получать большее количество прибыли. Всегда существует точка, где сила быков исчерпывается, и/или медведи становятся достаточно сильными, чтобы остановить рост. Такая ситуация выгодна и желательна медведям, потому что они теряют деньги на каждом минимальном движении цены растущего рынка.
"Наименьшая" - самая низкая цена. Сообщает нам точную цену, на которой медведи испустили дух, и быки уничтожили их силу движения в нисходящем направлении.
"Закрытие" говорит нам, где все же находится существенная точка баланса сил на конец периода. Если период имеет более длительные временные рамки (день, неделя, месяц), цена закрытия также предоставит нам информацию о том, где торгующие на рынке нашли баланс, устраивающий их, чтобы оставить цену на ночь, на выходные и так далее.
Рис. 6-2 Бар, разделенный на три равные части
Вышеупомянутые четыре цены сообщают нам много существенной информации, но еще даже более важно - перемещение точки баланса. Здесь возникает потребность в некоторой систематизации ситуаций, чтобы свести воедино возможные варианты моделей движения и определить их значение, которое они имеют для нас, как трейдеров.
Мы обнаружили, что самый удобный, легкий и приемлемый для нас подход состоит в том, чтобы делить текущий бар на три равные части от вершины до донышка, как это представлено на Рисунке 6-2.
Затем, мы хотим получить простой метод идентификации того, что происходит в течение рассматриваемого периода времени. Нам нужен своего рода переводчик, который переведет рыночную информацию в язык или код, который сделает процесс принятия решений простым, быстрым, легким, очевидным и приносит прибыль.
После деления бара на три равные части, в соответствие с подходом Profitunity, определяем уровни открытия и закрытия, относительно к наибольшему и наименьшему значениям на этом баре. Присвоим произвольным образом цене открытия номер один, а цене закрытия - номер два. Таким образом, номер, присвоенный ценам открытия и закрытия, определяется сегментом бара (вершина, основание, середина), в котором оказались открытие и закрытие. На Рисунке 6-3 представлены примеры двух баров. Для первого бара цены открытия и закрытия размещены
Рис. 6-3 Бар 1-1 и Бар 3-3
в верхней трети, поэтому сегмент получил номер 1. Исходя из этого, определим бар слева как 1-1 бар. Бар, расположенный справа, отмечаем как 3-3, потому что и цена открытия, и цена закрытия расположены в нижней трети этого бара. Всякий раз, когда вы видите экстремум (бар, в котором обе цены: открытие и закрытие расположены в одной и той же трети - в верхней или нижней части бара), это означает, что в 85% случаев рынок изменит свое направление в течение срока формирования последующих баров, числом от 1 до 5, того же самого масштаба, как и тот, что исследуется. Одно только это знание может кардинально изменить результаты вашей торговли. Это чрезвычайно полезно для торговли внутри дня.
Психологически, такие два бара, как на Рисунке 6-3, представляют собой поведение типа "приближение-избегание"40: происходит открытие, затем начинается движение в одном направлении, после чего возвращаются к уровню цен открытия. Результат - слабо выраженное направление развития цены от открытия до закрытия. Существует даже еще более ценная информация, которую можно получить от этого бара. Она сообщает нам совершенно точно о тех, кто всем заправлял, и что они делали в течение определенного периода времени. Например, в баре 1-1 (одновременно открытие и закрытие определились в верхней трети), мы знаем, что в ранней части периода атаковали медведи, а затем, в течение последней части периода главенствовали быки. Но подождите, как говорят в телевизионных сообщениях, есть еще кое-что. Мы также знаем, кто определял ситуацию в конце периода. Это были покупатели. Почему? - Потому что бар закрылся в верхней трети. Просто не может существовать другого объяснения поведения торговли в течение такого бара.
Прямо противоположная информация будет истинной для бара 3-3. Покупатели атаковали во время ранней части периода, а продавцы определяли движение в течение пос ледней части периода, и остались главными в самом конце периода. Вся эта информация содержится в каждом баре, на любом графике, который вы рассматриваете. В этой точке мы используем микроскоп для изучения информации, Позже мы будем применять широкую линзу, чтобы суметь захватить общий рисунок рынка. Графики подобны картинам, которые нарисованы числами, соответствующим разным цветам. Сначала возникают области, выкрашенные в один цвет, но вскоре начинает развиваться большое изображение, и вы можете определить, что сообщает художник (рынок).
Рис. 6-4 Бар 2-2
В отличие от баров 1-1 или 3-3, бар 2-2 (Рисунок 6-4) представляется более неопределенным. Бар 2-2 помечен таким образом, потому что цены открытия и закрытия расположены в средней трети бара. В отличие от экстремальных баров (1-1 и 3-3), он не сообщает нам с большой долей уверенности, кто главенствовал в конце периода. Для того, чтобы указать на то, что этот бар дает нам относительно мало информации, мы обозначаем его как нейтральный. В терминологии анализа "японских свечей" он определяется как "волчок"41, либо "дожи"42 и указывает на то, что ни покупатели, ни продавцы не были в подавляющем превосходстве в течение этого периода.
При такой специфической парадигме в классификации баров существует только девять возможных альтернатив. Мы уже охватили три из них (два экстремальных и один нейтральный). Следующую группу мы назовем альпинистами. Их основной характеристикой является то, что открытие всегда ниже, чем закрытие. Их обозначения: 3-1, 2-1, и 3-2, как представлено на Рисунке 6-5.
Бар 3-1 дает нам самое большое количество информации: он сообщает нам, что покупатели доминировали на всем протяжении периода. В терминах профиля рынка, он мог бы быть определен как день с ярко выраженной тенденцией.
Рис. 6-5 "Альпинисты" 3-1, 2-1 и 3-2
Бар 2-1 сообщает нам немного меньше информации, но говорит о том, что покупатели контролировали ситуацию в конце периода. Бар 3-2 снабжает нас наименьшим объемом информации из всех "альпинистов". Он указывает нам на то, что покупатели сумели обеспечить закрытие выше открытия, но, некоторое время в течение периода бара, продавцы занимали цену выше закрытия. В результате, мы не можем определить, кто же все-таки владел ситуацией в конце этого периода.
В последней группе, состоящей из трех возможных вариантов и помечаемой как бродяги, закрытие ниже, чем открытие, то есть: цена движется вниз. Группа включает бары 1-2, 2-3 и 1-3 (Рисунок 6-6).
Бар 1-3 обеспечивает нас наибольшим объемом информации: в основном, продавцы определяли ситуацию в течение периода и, конечно же, были все еще подавляюще активны при его завершении.
Рис. 6-6 "Бродяги" 1-3, 2-3 и 1-2
Бар 2-3 предоставляет нам несколько меньше информации, но, тем не менее, он указывает на то, что продавцы контролировали ситуацию в конце периода. Бар 1-2 сообщает нам наименьшее количество информации. Мы не можем быть уверены, кто был главным к окончанию периода: продавцы или покупатели.
Теперь мы видим, что, рассматривая цены открытия, наибольшие, наименьшие и закрытия, мы в состоянии много понять о том, кто владеет ситуацией и какие действия совершает. Эта важная концепция исходит из того, что каждый бар ясно указывает, как взаимодействие покупателей и продавцов перемещало точку баланса в течение периода. Исключительно только этой информации уже намного больше той, которую большинство трейдеров могут усмотреть в рынке.
Теперь мы нуждаемся в дополнительных входных данных, чтобы сузить нашу оценку рыночного действия. Каково направление текущей тенденции? Говоря "текущей", я имею в виду, "по сравнению с предыдущим баром того же масштаба". Например, на 5-минутном графике мы определяем общую протяженность периода в 10 минут (2 бара). На часовом графике мы рассматриваем в общей сумме 2 часа.
Рис. 6-7 Определение направления тренда
Наш "быстрый и грязный" способ определения тенденции представлен в паре баров на Рисунке 6-7. Если средняя точка текущего бара расположена выше пика предыдущего, то тренд направлен наверх и обозначается знаком плюс (+). Если средняя точка внутри ценового интервала предыдущего бара, мы обозначим это "О" и назовем эту ситуацию "перекрытие с неясным трендом"43. Если средняя точка ниже диапазона цен предыдущего бара, то мы ставим метку в виде знака минус (-), чтобы указать, что тенденция вниз.
Теперь мы знаем, кто управляет ситуацией и что собирается делать, и к нам начинает приходить ощущения для создания долгосрочной картины, исходя из знания о том, куда направлена текущая тенденция. Следующая наша задача должна состоять в том, чтобы посмотреть глубже в то, что фактически происходит во время торгового дня (или большего периода времени). Каковы различные взаимодействующие силы, которые определяют цену, ценовую динамику и завершение движения цены (конец тренда)?
Довольно старая аксиома рынка гласит, что лучшим способом получения постоянной прибыли в торговле является следование тренду. Источником замешательства является то, что другая аксиома получения денег на рынке утверждает: "Покупайте низко и продавайте высоко". Как уже было упомянуто в Главе 2, эти две аксиомы, противоречат друг другу. Если вы покупаете снизу и продаете сверху, то вы двигаетесь непосредственно против тренда. Идеал, конечно же, состоит в том, что покупать надо низко в самом зарождении новой восходящей тенденции. Чтобы развить эту способность, давайте посмотрим, как формируются тренды.
Раньше "рынок" и "место для проведения рыночных торгов" занимали одно и то же физическое пространство. Большинство крупных коммерсантов по торговле зерном было сосредоточено "на "полу". Их заказы имели достаточные объемы, чтобы двигать рынок и они обладали намного большим контролем над ним, чем сейчас. За последние 20 лет рынки разрослись по всему миру. Теперь не только Пурина Ральстон, Келлог и другие крупные коммерческие объединения стараются хеджировать свои торговые сделки с наличными активами, но миллионы более мелких спекулянтов и фермеров по всему миру конкурируют с ними в ожиданиях будущих движений цен на зерно. Это открывает большие возможности для трейдеров. Сегодня тренды не создаются "на полу". "Пол", главным образом, поддерживает ликвидность рынка, откликаясь на "внешние" ордера.
Тот факт, что тренды сегодня создаются, скорее, "вне пола", нежели "на полу", как это было ранее, дает нам возможность определить, что рынок собирается делать дальше. Ключ к этому - объем. Нашей единственной информацией в реальном времени являются тиковый объем, время и цена. Тиковый объем - это количество изменений цен за определенный период времени. Это не число торговавшихся контрактов. Множество исследований указывают на то, что нет особенного различия между фактическим и тиковым объемом. Мы используем тиковый объем и можем предполагать, что он представляет действительный объем. Это - объем, информация о котором поступает в реальном масштабе времени, и он - наш лучший ключ к тому, что происходит в "торговых ямах".
На торговых площадках (ямах) есть два основных элемента: брокеры "на полу" и трейдеры на местах. Брокеры (локальные)44 на полу - люди, занимающиеся исполнением заказов на рынке. Они получают зарплату или комиссионные за исполненные сделки, или и то и другое. Вообще, у них нет собственных денег, которыми они могли бы распоряжаться. Они - всего лишь исполнители ордеров. На их финансовое будущее не оказывают воздействие цены, которые они получают для заполнения ордеров.
Трейдеры на местах торгуют на свои собственные деньги. Если они не получают хорошей цены, то оплачивают ее из своих карманов прямо тут же. Трейдеры на местах должны быть намного лучше, чем брокеры на полу. Трейдеры должны самостоятельно принимать решения; брокеры лишь следуют чьему-либо ордеру. Трейдеры на местах должны поддерживать рынок, занимая противоположную сторону рынка. Как правило, они обычно не заинтересованы ни в каких долгосрочных позициях. В наших частных программах обучения участвовало множество трейдеров на местах, и, надо сказать, для некоторых из них 10-минутная торговая операция может казаться долгосрочной позицией. Вспомните, что тренды создаются из ордеров, поступающих "на пол" извне, а не от занятия трейдерами на местах долговременных позиций. Поскольку главная работа этих трейдеров состоит в том, что они должны занимать противоположную сторону поступающих извне ордеров, то у них нет никакой перспективы от торговли только друг с другом. Они следуют за вашими деньгами. Снова отмечаем, что нашим ключом к пониманию действий в "яме" является тиковый объем. Трейдеры на местах не привносят никакого существенного объема в торговлю, которая могла бы явиться результатом сделок с такими же трейдерами на полу. Тренды возникают из внешних приказов. Поэтому мы должны знать, когда и в каком количестве поступает внешний ордер на "пол". Это сообщено в изменении тикового объема.
Ценовой график на Рисунке 6-8 содержит также гистограмму тикового объема, которая размещена внизу. Сравните любой бар с непосредственно предшествующим ему. Если рассматриваемому бару (правый бар в исследуемой паре) соответствует большее количество объема, чем предыдущему, это означает, что большее число внешних ордеров поступает на пол. Прежде, чем может наметится
тенденция, на пол должен поступить больший объем. Рост объема всегда приводит к росту темпа изменения, или мо-ментума (импульса), а моментум изменяется перед сменой тренда. Прежде, чем что-либо из этого произойдет, сотни, или даже тысячи, решений должны быть приняты "внешними" трейдерами, которые изменили свое мнение о рынке. Давайте снова рассмотрим эту последовательность для ясности. Первые изменения в принимаемых решениях происходят в головах трейдеров вне пола. Их решения рефлексивно отражаются в изменениях тикового объема. После этого появляется изменение в моментуме, а затем, наконец, происходит изменение в тренде. Наша цель состоит в том, чтобы входить на первых 10 процентах от любого изменения в тенденции и выходить на заключительных 10 процентах того же самого тренда. Если вы сумеете так делать, то станете богатым. Снова, акцентирую, что первым ключом является изменение в тиковом объеме.
Практическое правило для торговли внутри дня: минимального изменения цены - достаточно. Мы интересуемся тем, какой был объем: больше или меньше, чем в предыдущем периоде времени. Если мы торгуем по дневному графику, то используем +10 процентов как существенное различие в объеме. Практикую дневную торговлю, мы должны увидеть 110 процентов объема предыдущего дня, который в этом случае будет выражаться через "плюс" (+). Объем, который составил 90 процентов или менее, принимается во внимание со знаком "минус" (-), а между 91 процентом и 109 процентами будет считаться как то же самый объем. Наша задача здесь состоит в том, чтобы забирать всю ту сложную информацию, которую рынки выдают каждую секунду и перевести или направить ее в легкий для понимания формат решений. Единственный язык, которым говорит рынок - это тики (минимальные изменения цены), объем и время. Давайте, исследуем подробнее синтаксис этого языка.
Всякий раз, когда увеличивается тиковый объем, мы знаем, что поступает большое количество внешних ордеров. Как только он падает, мы знаем, что количество внешних ордеров поступающих на пол уменьшается. Наша следующая задача - точно оценить эффект, который это изменение в объеме окажет на рынок. Не столь важно знать, "на сколько", а то более значительно - "как" рынок среагирует на это изменение в объеме. Простое увеличение объема не всегда свидетельствует о том, что рынок будет двигаться. Главная цель для рынка состоит в том, чтобы найти точку баланса, и он делает это каждую долю секунды. Смещение точки баланса происходит, только если она является центром притяжения45 вновь поступающих ордеров, так что мы назовем ее компас направления46.
Этот компас направления работает как в трендовых, так и в диапазонных (двигающихся в коридоре цен) рынках. Сравнительно легко получать прибыль на трендовом рынке. Проблемой является сохранить эту прибыль, когда отсутствует тренд. Многие опытные трейдеры скажут вам, что не так сложно заработать деньги, как их удержать. Доход, полученный во время движения по тренду, теряется во время его движения в боковом направлении. Мы работали над этой проблемой более пяти лет, чтобы получить простую и точную меру, которая бы сделала торговлю более прибыльной. В 1983 году, когда мы стали заниматься этим индикатором, мы поняли, что, когда рынок запирался в коридоре, торговля была подобно утопанию в грязи; а когда рынок развивался в тренде, то ощущения были как от бега по бетону. Так что мы сначала нарекли этот индикатор как фактор грязи; чем больше грязи, тем труднее и медленнее движется тренд. Позже, приблизительно в 1986 году, мы стали называть его тиковой милей, потому что измеряли расстояние в терминах ценового изменения за тик. В 1986, когда мы стали более искушенными, то начали называть его Индексом Облегчения Рынка (MFI). Этот индекс теперь широко используется, и вошел как стандартный индикатор в различные системы технического анализа.
Индекс Облегчения Рынка очень простой. Определив диапазон любого периода времени, который вы наблюдаете, вычтите затем наименьшую цену из наибольшей. Потом разделите полученное значение на объем. Выражение в виде формулы:
Преобразование формулы, как вы можете видеть это ниже, означает изменение в цене, приведенное к ее минимальному изменению, на один тик:
Сравнив эту формулу с формулой Эйнштейна Е=mc2, мы можем заметить, константа с2 может быть выражена через перемещение m (массы) следующим образом:
В торговле, масса соответствовала бы объему, а энергия корреспондируется с движением цены. Согласился бы с этим Эйнштейн? Я понятия не имею, но это - забавно, чтобы поразмышлять о торговле и окружающем мире.
Мы определяем эффективное изменение в цене, которое происходит при минимальном ее отклонении. Эта величина не имеет никакой абсолютной ценности. Истинная ценность состоит в сравнении имеющегося числа с предыдущим значением Индекса Облегчения Рынка. Например, если на текущем баре MFI = 0.541, то он не подлежит сравнению каким-либо способом с любым баром предыдущей истории, пусть даже самой близкой, чья величина индекса также равна 0.541. Мы должны сравнить его со значением непосредственно предыдущего рыночного действия. Мы хотим знать, наблюдается ли, более или менее, непосредственное движение самой величины облегчения рынка. MFI - мера готовности рынка переместить цену. Я не могу слишком сильно подчеркивать ценность этого индикатора. Но, это - более правдивая мера рыночного действия, чем любой стохастический осциллятор, индекс относительной силы или какой-либо иной другой индикатор темпа или силы изменения рынка. Независимо от того, что вы делаете, не пытайтесь критиковать его, сравнивая с каким-либо иным методом анализа или прогноза. Это - то, где рынок обретает истину.
Индекс облегчения рынка, измеряющий, на сколько пунктов рынок перемещался в течение тика, чрезвычайно точным образом описывает эффективность рынка за период, определяемый каким-либо баром. Если текущий MFI больше, чем предыдущий MFI, то значит мы наблюдаем большее ценовое движение, приходящееся на тик и большее облегчение ценового движения в течение времени. Подчеркиваю, мы сравниваем MFI текущего бара с MFI непосредственно предшествующего бара. Это позволяет нам определять, существуют ли в настоящий период времени большее или меньшее количество торговых возможностей.
Огромным преимуществом подхода Profitunity является отсутствие оптимизации чего-либо. MFI непрерывно изменяется на одинаковых принципах, основанный на текущей волатильности рынка. Таким образом, поскольку рынок постоянно изменяется во времени, также будет вести себя и MFI и его различные соотношения.
Давайте обобщим все, что мы узнали на этой первой ступени (уровень новичка) в области понимания рынка и его возможностей. Мы теперь знаем, как определить:
1. Кто движет рынок (покупатели или продавцы);
2. В каком направлении идет рынок;
3. Чем сопровождается деятельность рынка при облегчении ценового движения во времени (MFI).
Все эти единицы информации, постоянно взаимодействуя друг с другом, покажут многообразие рыночных условий и различные торговые возможности.
Теперь мы можем комбинировать вышеупомянутые факторы для того, чтобы увеличить мощь нашего понимания и нашего анализа рыночных действий.
Изменение в объеме приводит нас в состояние готовности прежде, чем начинается тренд, а MFI показывает, как рынок реагирует на это увеличение/уменьшение объема. Объединив эти два фактора, мы можем получить более точную и яркую картину развития ситуации на рынке. Мы будем использовать объем дважды, но различными способами: мы используем объем, как это было показано - через тиковый объем, и мы используем объем в вычислениях MFI. После использования MFI в течение очень короткого времени, вы будете визуально быстро определять, является он больше или меньше. Не поддавайтесь ужасу, представляя, как вы будете, используя калькулятор, вычислять его на каждом баре. Вы вполне можете использовать любую компьютерную программу, чтобы окрашивать бары в разные цвета, в зависимости от изменений в MFI. Помните, мы не упрощаем рыночные действия для принятия легких, точных и быстрых решений. В наших обучающих программах мы ставим цель: после четырех дней обучения, вы должны быть способны анализировать график так, как никогда не воспринимали его прежде (приблизительно 140 баров для анализа; дневной график включает приблизительно 6 месяцев), и знать, какова должна быть ваша позиция (длинная или короткая) на каждом баре, где будет ваш стоп, и все это - в 10 секунд, или меньше. В течение более, чем десятилетия, я тратил от 5 до 9 часов в день, анализируя рынки. Теперь, используя безошибочную процедуру, описанную в этой главе, я исследую 30 рынков в день и нуждаюсь менее, чем в 20 минутах времени для анализа для всех вместе взятых рынков.
Далее в этой главе я представлю некоторые полезные инструменты и покажу вам, как пользоваться ими эффективно.
Окна Profitunity - предоставляют вам огромные возможности. Комбинирование двух факторов: объем и MFI -во всех возможных четырех комбинациях, настолько по вышают ваши шансы на проведение успешных торгов, что мы назвали их PROFITUNITIES (средство для извлечения прибыли), вместо простых OPPORTUNITIES (возможности).
Я придумал индикатор для каждой из возможных комбинаций, для удобства описания ситуации того, что происходит на широком рынке и какова реакция "в ямах". Рассмотрим каждый из них, один за другим. Данная таблица будет удобной справочной информацией об этих четырех комбинациях:
1 | + Тиковый Объем и + MFI | Зеленый | ( + + ) | |
2 | - Тиковый Объем и - MFI | Увядающий47 | ( - - ) | |
3 | - Тиковый Объем и + MFI | Фальшивый48 | ( - + ) | |
4 | + Тиковый Объем и - MFI | Приседающий49 | ( + - ) |
Мы обозначили этот бар "зеленым", потому что это "зеленый свет" для рыночного движения. Движение уже существует. Представьте себя бродягой на погрузочной станции, в восточной части страны, который хочет найти поезд, идущий на запад. У вас есть два различных способа найти нужный поезд. В первом, вы могли бы блуждать по грузовым путям в поисках поезда, в чьих путевых листах значатся штаты западного побережья, основываясь на предпосылке, что такой поезд, в конечном счете, пойдет на запад. Когда вы находите такой поезд, вы можете разместиться со всеми удобствами в широком грузовом вагоне и ждать отправления. Второй способ мог бы состоять в том, чтобы стоять на западном конце грузовой станции и вскочить в первый поезд, идущий в направлении запада. Этот путь и будет "зеленым". Поезд уже в пути. Подобно двигающемуся поезду, выходящему со станции, зеленый может быть опасен, если прицепиться к нему. И совсем опасно стоять прямо перед ним, хотя ваши попытки торговать против направления "зеленого" бара - этому и соответствуют.
"Зеленый" - это сигнал "пробития", или "побега", и ваша лучшая, сиюминутная стратегия состоит в том, чтобы идти в том же направлении, куда бы оно ни указывало. "Зеленый" свидетельствует о трех вещах:
"Увядающий" возникает, когда рынок берет передышку, или у него пропадает интерес. "Увядающий" - противоположность "зеленому": и объем, и MFI (ценовое движение) уменьшаются. Фьючерсный рынок - аукционный рынок, претенденты на участие в котором потеряли интерес к нему. Если бы мне случилось бы быть аукционистом, то за этот компьютер, на котором я пишу, много людей немедленно предложили бы мне $100 за него. В виде ответа, я поднял бы цену. Уж значительно меньшее количество претендентов предложили бы мне $1,000 за него, и я уверен, что никто не сделал бы предложение на $5,000. Поскольку цена возрастает, все большее число претендентов теряют интерес. Это то, на что указывает "увядающий". Часто, вершина первой волны в последовательности волны Эллиота имеет "увядающую" вершину: мало действий и волнения рынка истощаются. Очень важно указать, что области увядания, или затухания (мы иллюстрируем эту концепцию только для двух баров, но то же самое рассуждение применяется к областям с многочисленными барами; более подробно об этом - позже), начало большого движения. Так что, то самое время, когда рынок наиболее скучен, и является точно тем временем, когда хороший трейдер должен быть начеку для любого сигнала, указывающего на возникновение импульса ценового движения.
При наличии "фальшивого" мы имеем ситуацию, когда MFI увеличивается, что указывает на то, что рынок облегчается в ценовом движении во времени, но не поддержан увеличением объема с внешней стороны "пола". Поэтому, наблюдающееся облегчение не слишком здоровое, что определяется уменьшением в тиковом объеме. По каким-то причинам рынок привлекает менее значительные объемы, чем в предыдущем периоде. "Фальшивый" иногда указывает на паузу в рыночной активности перед тем, как он предпримет коррекцию. Если эта ситуация не сопровождается за короткое время увеличением объема, то "фальшивый", наиболее вероятно, определялся трейдерами на местах "в яме". Трейдеры "на местах" осуществляют временный контроль просто потому, что никакой существенный объем внешних ордеров не поступает "на пол". "Фальшь" - торговая марка манипуляций "торговой ямы" и должна рассматриваться с высокой степенью скептицизма.
Трейдеры на местах, во время передышки в деятельности ямы, ощутили, что движение надвигается с неизбежностью. Это - единственное время, когда трейдеры на местах обладают достаточной силой, чтобы "зайти на ваши стопы". Они будут, по возможности, толкать рынок в противоположном направлении от ожидаемого хода, чтобы забрать стопы и взять другую сторону ожидаемых к поступлению "на пол" ордеров. Идет процесс накопления товарного запаса, который они могут продавать на следующем росте или покупать на следующем падении.
Я вожу машину уже более 45 лет, но ни разу не был в аварии, вызванной собственной неосторожностью. Из этого факта вы можете сделать вывод, что я отношусь к разряду очень осторожных водителей или, по крайней мере, был осторожным водителем, и поэтому особой потребности в защите мне лично на дороге не нужно. В течение тех же самых 45 лет, меня дважды выкидывало через ветровое стекло при столкновениях "лоб в лоб". В обоих случаях я сидел правильно - на правом пассажирском месте, а водитель рядом со мной вел машину по своей полосе со скоростью, которая была более низкая, чем предельная на данном участке. Оба несчастных случая были вызваны пьяными водителями других машин, выскакивающими с огромной скоростью на встречную полосу.
Основываясь на полученном опыте, я никогда не рассматриваю покупку автомобиля, который не имеет двух подушек безопасности: для водителя и пассажира на переднем сидении. Рассматривая мой автомобильный опыт статистически, можно определить, что я нуждаюсь в по душке безопасности, скорее, не от самого себя, а для защиты от пьяных водителей. Иногда рынок действует подобно пьяному водителю, поэтому вы нуждаетесь в защищающей подушке безопасности.
Как дополнительное свидетельство потребности в подушке безопасности от рынка: мы знаем, что трейдеры, которые ушли с рынка не потому, что они не могли торговать с выгодой; обычно они уходили из-за нескольких больших потерь, чем вследствие многих маленьких неудач. Если вы будете тщательно защищать свою торговлю, то сможете выдержать длинную череду маленьких потерь и не прекратить торговлю. Мы нуждаемся в подушке безопасности, чтобы защитить себя от больших потерь.
К счастью, рынок дает нам превосходную технику для установки уровня убытков, сохраняющих жизнь и торговлю. Рынок может быть разбит на пять различных временных структур, которые подобны между собой и активно взаимодействуют друг с другом. Мы начинаем с выделенного интервала (кванта) времени, протяженностью месяц:
Каждый выделенный интервал времени составляет приблизительно одну пятую часть каждого временного периода более высокого порядка и, в то же самое время, включает в себя примерно пять временных периодов одним порядком ниже.
Мы размещаем подушку безопасности на одно минимальное отклонение цены или тика, выше/ниже, чем са мое высокое/низкое значение второго бара назад от рассматриваемого, взятого из временного периода более высокого уровня (или добавочного одного бара назад, который имеет одновременно наивысший пик и наивысшее дно или наименьший пик и наименьшее дно, по сравнению с рассматриваемым баром), (см. Рисунок 6-9.)
Это - наша подушка безопасности. Ее цель состоит в том, чтобы защитить нас против "пьяного" рынка, который двигается против нас. Помните, это не обязательно сигнал для входа, это - защита от больших потерь. Если ваша подушка безопасности размещена высоко, то тем самым она говорит вам, то, что вы не желаете находиться в короткой позиции, если рынок достигнет установленного ею значения. Если ваша подушка безопасности находится низко, то тем самым она вам сообщает, что вы не хотите находиться в длинной позиции, если рынок идет ниже этого уровня.
В огромном числе раз вы будете получать аннулирование или сигнал на вход прежде, чем рынок достигнет вашей подушки безопасности. Она предназначена оградить вас от катастрофической ошибки нахождения в рынке слишком долго.
Мы теперь имеем элементы, которые могут поднять нас с нулевого уровня - убыточного трейдера - к первому уровню стойкой прибыльности. Когда вы освоите эту главу, вы будете знать больше относительно создания прибыли на рынке, чем 90 процентов от общего числа всех трейдеров. Вы поймете, что объем контролирует рыночное движение, а тренды возникают вне "пола". Все наши рынки, теперь, в основном, - всемирные рынки, будут и дальше так себя вести в будущем.
У вас есть основные инструменты, чтобы перевести рыночные события в легко понятные термины, способные направлять огромные потоки информации, которые рынок воспроизводит каждую минуту в управляемую и краткую формулу, чтобы обладать возможностью анализа рынка и создавать хорошие решения для торговли. Вы также знаете, как анализировать входящий объем, и как использовать с наибольшей степенью аккуратности реакцию рынка на этот объем, для чего служит MFI. Вы знаете, что, комбинируя тиковый объем и MFI, вы получаете несравненно более полный и изощренный инструмент для понимания в точности того, что делает рынок и каковы его "намерения".
Например, если определенный бар, подвергаемый вами исследованию, открылся в своей верхней трети и закрылся в нижней трети основания (его внутреннее обозначение 13 делает его "бродягой", по нашей терминологии, и точно сообщает нам, что случилось в рассматриваемый промежуток времени), то рынок движется вниз. Если средняя точка текущего бара ниже диапазона предыдущего бара, то мы определяем ближайшую, сиюминутную, тенденцию как "минус" (-). Если мы наблюдаем рост тикового объема, по сравнению с предыдущим баром, то это дает нам объем с "плюсом", а MFI (торговый диапазон, разделенный на тики) меньше у текущего бара, чем у предыдущего, то это дает MFI со знаком "минус" ( - ). Таким образом, у нас будет следующее обозначение:
( - 13 + - )
Из этой записи мы узнаем, что тренд направлен вниз, продавцы контролировали ситуацию в течение всего периода времени, и они же оставались главными до самого конца, а окно Profitunity характеризуется как "приседающий". В идеале, мы должны быть готовы к развороту и идти в длинную позицию. (Рисунок 6-10.)
Одновременно с этим, мы могли бы иметь несколько похожую конфигурацию, но характеризующуюся наличием других вероятностей. Скажем, тренд направлен вверх (+), текущий бар открылся в нижней трети основания, а закрылся в верхней трети (31), а также мы видим увеличение тикового объема (+) и большее значение MFI, чем для предыдущего бара (+). Наше описание этого бара будет + 31 + + (Рисунок 6-10). Важное различие этого и предшествующего примера в том, что ситуацией полностью владели покупатели на всем временном протяжении этого бара, а окно Profitunity является "зеленым". В идеале, мы должны уже быть на длинной стороне рынка, тем более, что "приседающий" был пять баров тому назад до текущего, "зеленого". Это - был сигнал "идти с баром", и мы хотим оставаться с ним до тех пор, пока рынок не сообщит нам иначе.
Нашей целью на этом уровне новичка - торговать на рынке без потери, накапливать пока ценный опыт. Если вы не сломлены своей торговлей, то вы - не на этом уровне. Даже если вы теряете по-прежнему, то вам надо продолжить изучать остальную часть этой книги. Особое внимание уделите Главе 10, где мы начнем использовать программу "Profitunity Торговый Партнер". Помощь, оказываемая ей, улучшит вашу торговлю на любом уровне.
Инструменты, которые вы должны теперь использовать - индивидуальный анализ бара (OHLC, открытие, наибольшее, наименьшее, закрытие) который сообщит вам, кто определяет ситуацию на рынке. Вы должны легко узнавать и понимать информацию, предоставляемую вам экстремальными и нейтральными барами, а также барами-альпинистами и барами-бродягами.
Вы должны быстро и легко распознавать текущее направление развития тренда.
Вы должны полностью понять MFI (Индекс Облегчения Рынка), а также как комбинировать MFI непосредственно с объемом, чтобы создать Окна Profitunity, позволяющих заглянуть внутрь того, что было прежде недоступно. Теперь вы знаете, что любой бар с увеличивающимся объемом (по сравнению с предыдущим баром), должен быть либо "зеленым", либо "приседающим". Любой из них машет флагом перед вашим носом, говоря о том, что надо исследовать рынок ближе для обнаружения торговых возможностей.
Снижающийся объем означает, что вы будете наблюдать один из двух баров: "увядающий" или "фальшивый". "Увядающие" и "фальшивые" намного менее важны, чем "зеленые" и "приседающие", но они приводят нас в готовность, обращая внимание к рынку, который часто делает наиболее сильные движения, возникающие от скучных и унылых рынков.
В следующей главе мы перемещаемся от "не проигрывающего деньги" к "делающему прибыль". От концентрации внимания на рассмотрении только двух баров мы переходим к широко обозревающему взгляду, охватывающему, как минимум, 100 баров. Мы продолжим использование всего изученного на Первом Уровне в новом, более широком и более доступном для извлечения выгоды Втором Уровне.
Следующие вопросы - для вашей самопроверки. Перед тем, как перейти на Второй Уровень, вы должны быть способны легко ответить на них. Если некоторые из них все еще представляют для вас сложность, то я предлагаю вам еще раз перечитать главу или необходимые разделы.